По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Друзья, знакомые, соседи твердят «Не торопитесь, ждите 5 лет и он заговорит». И, к сожалению, даже некоторые логопеды рекомендуют ждать😱
Да, конечно, если ребёнок в 3-4 года не выговаривает звук Р, это норма и вызывать этот звук не имеет смысла (в норме к 5 годам). Зачем требовать от ребёнка то, что он физиологически ещё не должен. Но, если речь идёт о более серьёзных проблемах (ребёнок не говорит, речь невнятная, страдают многие группы звуков), оттягивать поход к логопеду не нужно.⠀Итак, чем раньше Вы обратитесь к логопеду, тем больше вероятность исправить речь в короткие сроки. Например, фонематический слух легче исправить до 5-6 лет. Т.к. зона, отвечающая за восприятие человеческих звуков формируется именно до этого возраста.⠀Поэтому, никаких пяти лет.А теперь подробно, когда же идти к логопеду?⠀💟 У малыша в раннем возрасте (до года) отсутствует гуление и лепет (например, «ааа», «гыгы», «агу», «агэ», затем повторяющиеся слоги «мама», «тата», «баба», «дада» и т.д.). Обязательно в год нужно проконсультироваться с неврологом, неонатологом и логопедом.💟 В 2 года очень мало слов, нет элементарных фраз, или ребенок совсем не говорит.💟 Малыш не произносит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т», «Н» заменяет на «М»).💟 Ребенок до 3-х лет разговаривает на «своём» языке, причем достаточно активно, а понятных и простых слов почти нет.💟 Ребенок понимает обращенную речь, а говорить отказывается.💟 В 3 года речь Вашего малыша значительно отличается от речи сверстников.💟 В 4-5 лет речь ребенка нечеткая, смазанная, невнятная, отсутствуют многие звуки.💟 После 4-5 лет большинство звуков произносит мягко: «сяпка», «Саща», «теловек», «бабатька» и т.д.💟 Дети старше 6-ти лет не выговаривают правильно какие-либо звуки. В этом возрасте проблем с речью быть вообще не должно.💟 Говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.💟 После 6 -ти лет затрудняется ответить на вопрос, плохо учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.💟 Во 2 – 3 классе проблемы с письмом.
Ребенок не говорит в 3 года: что делать и как научить
27 июля 2017
Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушенияКак развивается речьНоворожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.В становлении речи можно выделить три периода:Первоначальный этапНачальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.Формирование активной речиВ период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.Монологическая речьОт трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппаратаЗадержка в развитии речиЗадержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общенияЗадержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.Причины отставания в развитии речиВсе причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.Внутренние причиныОни связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.Внешние причиныЭта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.Что предпринимать, если ребенок не говоритЕсли ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.1) Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.2) Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.Методики по развитию речи у детейСуществует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.
Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
выражает эмоции интонацией;
обозначает слогами предметы и действия;
воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Как развивать речь ребенка
Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные занятия: 6 простых упражнений
Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.
Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Игры для развития навыка говорения
Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.
1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»?
Ребенок должен уметь правильно задания: покажи свое правое ухо,
левую ногу, и т.д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «права».
2. Чтобы помочь ребенку легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
•Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см),ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает ) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.
•Лепка ребенком буквы из пластилина.
•Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым.
•«Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее )
•Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие -то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме.
•Конструирование(складывание) букв из элементов, вырезанных из картона.
Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую.
•Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов.
•Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре
•Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым.
•Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
•Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги.
На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.
Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв) под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.
После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит.
Такие предварительные « отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв.
ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ
Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили » на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.2.Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр.
3.Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов.
4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.
*В каждой паре букв показать правильно написанную букву.
* Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.
* Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.
*Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.
После этого можно переходить к письменным заданиям.
*Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами.
Основной принцип работы всех письменных упражнений, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ДОПУСКАЕТ БОЛЬШОЕ
КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (1-4 классы)
Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»?
Логопедические ошибки являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что логопедические ошибки по внешнему проявлению сходны с так
называемыми физиологическими ошибками. Однако логопедические ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время.
Трудности овладением письма у детей могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность.
Как помочь ребенку? Что делать ?
*Необходима срочная консультация логопеда или дефектолога.
Только специалист разберется в том, что именно не ладится у Вашего ребенка, какие конкретные он делает ошибки – только так можно найти надежное и безотказное средство их преодоления.
* Строгая целенаправленность занятий со специалистом.
* Правильный подбор речевого материала.
* Последовательность в преодолении ошибок.
* Необходимо учитывать силы и возможности ребенка.
НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК!
Интересна реакция на эти ошибки родителей, не знакомых с логопедическими и дефектологическими проблемами. Они просто
дают ребенку образцы правильного написания этих слов для неоднократного воспроизведения, что ребенок аккуратно выполняет. Польза от этого мероприятия минимальная, поскольку здесь вообще не затрагивается сама суть проблемы. Ребенок просто-напросто срисовывает написанные родителями слова, но так и не овладевает навыком слуховой дифференциации звуков.
Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.
Вот Вам примеры
Ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в простых по структуре словах:
вместо «лиса» говорит например, «ся» (двухсложные слова, состоящие из 2-х отрытых слогов, типа «коза, лапы, киса).
Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
«ко» вместо «кот», «ом» вместо «дом» (односложные слова, состоящие из одного закрытого слога);
«ляко» или «лямоко» вместо «молоко», «сина» вместо «машина», «лесё» вместо «колесо» (двухсложные слова, состоящие из 3-х открытых слогов типа «радуга», «мимозы» и т.п.).
Абрисы слов, например, «патина» вместо «машина», «тютики» вместо «кубики».
Такое состояние речи говорит о тяжелой степени нарушения слоговой структуры слова и если такова речь ребенка, которому исполнилось уже 3 годика, надо обращаться к логопеду. Следует провести курс занятий с целью преодоления нарушений слоговой структуры малыша.
Часто дети даже в 4 года допускают множество ошибок в более сложных по структуре словах, пропуская простые звуки, которые отдельно (изолированно) дети могут легко и правильно произносить.
Приведу примеры.
«кут» вместо «кнут», «так» вместо «танк», «кес» вмест «кекс» (односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова);
«атобус» вместо «автобус», «асин» вместо «апельсин», «кечик» вместо «кузнечик» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом);
«матёшка» вместо «матрёшка», «япочка»» вместо «лампочка» (трехсложные слова с тремя стечениями согласных);
«сковода» или «скова» вместо «сковородка», «весипед» вместо «велосипед» (четырехсложные слова с одним или двумя стечениями согласных).
Речь ребенка может звучать так: «Мачику полялили весипед. Бабушка жалит на соводе катету. Атобус едет быстло, а чепаха позёт медено. Кеновый лист упал на афальт.» (Мальчику подарили велосипед. Бабушка жарит на сковороде котлету. Автобус едет быстро, а черепаха ползёт медленно. Кленовый лист упал на асфальт.)
Такая речь уже насыщена казалось бы, сложными словами, но во многих словах есть перестановки, потери или замены слогов. И это не замечается родителями. А зря! Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка. Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи).
А значит – такие нарушения в произнесении слов должны родителей насторожить и явится поводом к срочному походу к логопеду.
Есть целый пласт игр и упражнений по формированию слоговой структуры. Дома мама тоже сможет помочь своему ребенку говорить лучше.
Главное правило — идти от простого к сложному. Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например «коза, рука, дома, ваза…. кот, дом, мак…. корова, радуга…». Эти слова с открытыми слогами, где гласный всегда идет после согласного, а количество слогов нарастает от 1-го до 3-х. Можно подобрать картинки из детских книжек и проговаривать с ребенком, а чтобы было интереснее — поиграть в игру «чего не стало», когда выкладывается 4-7 картинок и после называния каждой одна из картинок убирается, а малыш угадывает, какой картинки не стало.
Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка с слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «со-ба-ка» вы разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То же должен сделать и малыш.
Слова постепенно усложняются: от простых слов типа «коза, руки, лопата, ворона» мы переходим к более сложным, таким как «кнут, пруд, банка, полка, банан, веник, карман, черепаха, Буратино, самолет, памятник, велосипед…» и т.д. Советую поискать аналогичные игры для дошкольников в магазинах, чаще всего они так и называются: «Делим слова на слоги». Чем больше будет игрового и наглядного материала, тем быстрее ребенок усвоит нормальную слоговую структуру в словах.
Еще один хороший прием — отстукивать слова в ритм каждого слога. То есть, произнося слово «лиса» , мы хлопаем два раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово, можно стучать по столу, хлопать в ладоши — это очень помогает произнести слово правильно. Затем можно усложнить словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с 2-мя и даже 3-мя слогами, где встречаются рядом два согласных звука: «кошка, ручка, вилка, пальто, сушки….колбаса, полоска…черемуха, солдатик…».
А когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова, наподобие «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т.п.
И еще один совет — когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимание на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка, не делайте замечаний по плохой дикции. В это время ваша цель — научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение.
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Здравствуйте. Ребёнку 4 года, молчит и не хочет общаться. Что делать?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, картавость считается дефектом речи? И как самостоятельно можно её исправить?
К логопеду / дефектологу следует обращаться если:
ребенок не говорит или его речевой запас очень скудный
не может определить цвет, форму, величину предметов
быстро утомляется, не сидит на одном месте дольше 5 минут, легко отвлекается
не реагирует на речь взрослых
всё понимает, но молчит
не смотрит в глаза
с трудом занимается в группе: плохо понимает воспитателя, не общается с другими детьми
у ребенка присутствуют навязчивые состояния: повторяющиеся движения, постоянные страхи, тревожность и т.д.
говорит неразборчиво, что сопровождается повышенным слюноотделением
не может контролировать себя, демонстрирует частую смену настроения;
пишет «зеркально» (путает, в какую сторону пишутся буквы «Е», «Я», «Э», например)
ребенку трудно писать, читать, считать
давно занимается у логопеда, но результат вас не удовлетворяет.
Добрый вечер. В каком возрасте и в каких случаях нужно обращаться к логопеду?
Добрый день! Подскажите пожалуйста как правильно научить ребёнка читать? Спасибо.
Ребенку 3 года. Говорить не хочет. Что делать?
Добрый день, меня зовут Ольга. Подскажите пожалуйста: Как развивать речь у ребенка от 1 до 2х лет? Спасибо
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Добрый вечер.
Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.
Вот Вам примеры
Ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в простых по структуре словах:
вместо «лиса» говорит например, «ся» (двухсложные слова, состоящие из 2-х отрытых слогов, типа «коза, лапы, киса).
Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
«ко» вместо «кот», «ом» вместо «дом» (односложные слова, состоящие из одного закрытого слога);
«ляко» или «лямоко» вместо «молоко», «сина» вместо «машина», «лесё» вместо «колесо» (двухсложные слова, состоящие из 3-х открытых слогов типа «радуга», «мимозы» и т.п.).
Абрисы слов, например, «патина» вместо «машина», «тютики» вместо «кубики».
Фразы ребенка могут выглядеть так: «Да пи тё! Ки бах. Мяу ням ляко» (Дай пить сок! Кошка упала. Кошка лакает молоко.)
Такое состояние речи говорит о тяжелой степени нарушения слоговой структуры слова и если такова речь ребенка, которому исполнилось уже 3 годика, надо обращаться к логопеду. Следует провести курс занятий с целью преодоления нарушений слоговой структуры малыша.
Часто дети даже в 4 года допускают множество ошибок в более сложных по структуре словах, пропуская простые звуки, которые отдельно (изолированно) дети могут легко и правильно произносить.
Приведу примеры.
«кут» вместо «кнут», «так» вместо «танк», «кес» вмест «кекс» (односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова);
«атобус» вместо «автобус», «асин» вместо «апельсин», «кечик» вместо «кузнечик» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом);
«матёшка» вместо «матрёшка», «япочка»» вместо «лампочка» (трехсложные слова с тремя стечениями согласных);
«сковода» или «скова» вместо «сковородка», «весипед» вместо «велосипед» (четырехсложные слова с одним или двумя стечениями согласных).
Речь ребенка может звучать так: «Мачику полялили весипед. Бабушка жалит на соводе катету. Атобус едет быстло, а чепаха позёт медено. Кеновый лист упал на афальт.» (Мальчику подарили велосипед. Бабушка жарит на сковороде котлету. Автобус едет быстро, а черепаха ползёт медленно. Кленовый лист упал на асфальт.)
Такая речь уже насыщена казалось бы, сложными словами, но во многих словах есть перестановки, потери или замены слогов. И это не замечается родителями. А зря! Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка. Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи).
А значит – такие нарушения в произнесении слов должны родителей насторожить и явится поводом к срочному походу к логопеду.
Есть целый пласт игр и упражнений по формированию слоговой структуры. Дома мама тоже сможет помочь своему ребенку говорить лучше.
Главное правило — идти от простого к сложному. Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например «коза, рука, дома, ваза…. кот, дом, мак…. корова, радуга…». Эти слова с открытыми слогами, где гласный всегда идет после согласного, а количество слогов нарастает от 1-го до 3-х. Можно подобрать картинки из детских книжек и проговаривать с ребенком, а чтобы было интереснее — поиграть в игру «чего не стало», когда выкладывается 4-7 картинок и после называния каждой одна из картинок убирается, а малыш угадывает, какой картинки не стало.
Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка с слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «со-ба-ка» вы разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То же должен сделать и малыш.
Слова постепенно усложняются: от простых слов типа «коза, руки, лопата, ворона» мы переходим к более сложным, таким как «кнут, пруд, банка, полка, банан, веник, карман, черепаха, Буратино, самолет, памятник, велосипед…» и т.д. Советую поискать аналогичные игры для дошкольников в магазинах, чаще всего они так и называются: «Делим слова на слоги». Чем больше будет игрового и наглядного материала, тем быстрее ребенок усвоит нормальную слоговую структуру в словах.
Еще один хороший прием — отстукивать слова в ритм каждого слога. То есть, произнося слово «лиса» , мы хлопаем два раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово, можно стучать по столу, хлопать в ладоши — это очень помогает произнести слово правильно. Затем можно усложнить словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с 2-мя и даже 3-мя слогами, где встречаются рядом два согласных звука: «кошка, ручка, вилка, пальто, сушки….колбаса, полоска…черемуха, солдатик…».
А когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова, наподобие «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т.п.
И еще один совет — когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимание на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка, не делайте замечаний по плохой дикции. В это время ваша цель — научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что делать, если ребенок искажает звукослоговую структуру слова, заменяет одни звуки - другими?